19:49
Боташевы в Турции.

Источник Зарема Кипкеева "Карачаево-Балкарская диспора в Турции".

Село Язылыкая Турция.

Название села переводится с турецкого языка как «исписанная скала».

Язылы (джазыулу) - исписанная, кая (къая) - скала.

Язылыкая находится в 35 км от г. Афьон. Основали его пере­селенцы из Тебердинского ущелья Карачая. В 1884 году прибыв­шую группу мухаджиров по приказу султана Абдул-Хамида посе­лили в районе Кёпрюбашы нынешнего города Эскишехир. В то время это было заболоченное топкое место в бассейне р. Пор-сук, здесь свирепствовал малярийный комар. Для горцев, роди­на которых изобиловала чистыми родниковыми водами, пере­мена климата обернулась трагедией. Люди сотнями умирали от малярийной лихорадки. Тогда мухаджиры отправили всадников исследовать окрестности и найти более подходящее место для поселения.

Вот что пишет, по воспоминаниям своего деда, турецкий жур­налист карачаевского происхождения Яшар Шансы (Текеланы):

«Достигнув северных отрогов хребта Каябашы, всадники пора­зились живописным видом гор, покрытых густым сосновым ле­сом. Они спешились и с возгласами «Мы нашли наш Кавказ» поклонились этой земле и поцеловали её»25. Вскоре сюда пере­селились все карачаевцы из Кёпрюбашы и основали своё село.

Таким образом, селение свое они основали на избранном самими местности, замечательной не только своей природой, но и древней историей. О древних насельниках этих мест, хеттах и фригийцах, напоминают археологические памятники: развали­ны крепости, могильники, каменные жертвенники. В расщели­не долины находится хеттский Пантеон с храмом, где соверша­лись жертвенные ритуалы. Сохранились барельефы с изображе­ниями божеств. На скальном святилище остались следы древней письменности. Поэтому эту местность назвали Язылыкая - «ис­писанная скала».

Таким образом, напротив исторического комплекса, на се­верных отрогах горы Каябашы, образовалось это карачаевское селение. Основной деятельностью было традиционное живот­новодство и производство молочной продукции: сметаны, сыра, айрана. Благодаря изобилию плодородной земли и родниковых вод, стало возможным заняться и земледелием. Сначала выра­щивали привычные для горцев культуры: ячмень, пшеницу, ку­курузу, но быстро освоили и новые: горох, перец, баклажаны и т.д.

В 1960 году в Язылыкая появились первые туристы, и эта гор­ная местность, благодаря уникальным историческим памятни­кам и прекрасной природе, становится одним из центров турис­тического бизнеса в Турции. Прокладываются дороги, проводит­ся электричество, строятся гостиницы. Местные жители вовлекаются в новую для себя сферу деятельности. Занятие зем­леделием и скотоводством становится нерентабельным. Меня­ется внутреннее устройство в карачаевской общине, так как ос­лабевают экономические связи между её членами.

В эти же годы начинается отток населения в города Эскише-хир и Афьон для обучения детей в школах и университетах.

В село ведут две асфальтированные дороги. Одна от район­ного центра Чифтеллер - 100 км, другая от Сейитгазы - 72 км.

В настоящее время с. Язылыкая - это современный курорт­ный городок с благоустроенными отелями и отличным серви­сом. Девственная природа здешних мест ассоциируется с Кавка­зом, поэтому именно здесь проходит ежегодный национальный праздник «Нартланы той кюню» (праздник нартов). Его прово­дит карачаево-балкарский культурный центр, созданный в 1993 году в г. Эскишехир. На встречу съезжаются не только потомки карачаевских и балкарских мухаджиров, но и гости из Карачае­во-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Америки и Европы.

Постоянно в селе проживает около 120 семей. Это такие фамилии, как: Боташлары, Ёзденлери, Коркмазлары, Сылпагарлары, Байрамуклары, Кочхарлары, Батчалары (Чычханлары), Хубийлары (Котурлары) и др.

Село Чилехане Турция. Название состоит из двух слов: страдание, не­счастье, суровые условия (тюрк, чиле) и дом (тюрк. хане). Свя­зано это с тем, что когда-то здесь скрывались от мирской суеты мусульманские фанатики - дервиши. Они строили убогие дома-землянки, где проводили жизнь в уединённых молитвах.

Чилехане находится в 75 км севернее г. Токата, в районе небольшого городка Решадие, на северных отрогах Кёшедагьлары. Основали мухаджиры 1884-1887 годов. Здесь живут Халкёчлары, Къуатлары, Гаджалары, Ахтаулары, Саркитлары, Боташлары, Коркмазлары, Акбайлары.

Переселенцев возглавлял один из авторитетных карачаевс­ких старейшин из Большого Карачая Халкёчланы Алиюк-хаджи. В настоящее время в Чилехане живет около 150 семей.

Можно с уверенностью констатировать, что компактное расселение карачаевских и балкарских мухаджиров в сельской местности, в мононациональных селениях способствовало со­хранению этнической самобытности этих народов в Турции. До середины XX века внутренняя жизнь общины протекала в пол­ном согласии с национальными обычаями и законами, в мате­риальной культуре, в быту сохранялись традиционный уклад и хозяйствование.

Начиная с 50-х годов, население карачаево-балкарских се­лений втягивается в процесс урбанизации, охватившей Турцию. Вскоре численность городских жителей в диаспоре стала намного превышать численность сельских. В настоящее время большая часть потомков карачаевских и балкарских мухаджиров прожи­вает в крупных городах: Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Конье, Афьоне, Адане, Измире.

Просмотров: 641 | Добавил: kent1976 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0