19:49 Боташевы в Турции. | |
Источник Зарема Кипкеева "Карачаево-Балкарская диспора в Турции". Село Язылыкая Турция. Название села переводится с турецкого языка как «исписанная скала». Язылы (джазыулу) - исписанная, кая (къая) - скала. Язылыкая находится в 35 км от г. Афьон. Основали его переселенцы из Тебердинского ущелья Карачая. В 1884 году прибывшую группу мухаджиров по приказу султана Абдул-Хамида поселили в районе Кёпрюбашы нынешнего города Эскишехир. В то время это было заболоченное топкое место в бассейне р. Пор-сук, здесь свирепствовал малярийный комар. Для горцев, родина которых изобиловала чистыми родниковыми водами, перемена климата обернулась трагедией. Люди сотнями умирали от малярийной лихорадки. Тогда мухаджиры отправили всадников исследовать окрестности и найти более подходящее место для поселения. Вот что пишет, по воспоминаниям своего деда, турецкий журналист карачаевского происхождения Яшар Шансы (Текеланы): «Достигнув северных отрогов хребта Каябашы, всадники поразились живописным видом гор, покрытых густым сосновым лесом. Они спешились и с возгласами «Мы нашли наш Кавказ» поклонились этой земле и поцеловали её»25. Вскоре сюда переселились все карачаевцы из Кёпрюбашы и основали своё село. Таким образом, селение свое они основали на избранном самими местности, замечательной не только своей природой, но и древней историей. О древних насельниках этих мест, хеттах и фригийцах, напоминают археологические памятники: развалины крепости, могильники, каменные жертвенники. В расщелине долины находится хеттский Пантеон с храмом, где совершались жертвенные ритуалы. Сохранились барельефы с изображениями божеств. На скальном святилище остались следы древней письменности. Поэтому эту местность назвали Язылыкая - «исписанная скала». Таким образом, напротив исторического комплекса, на северных отрогах горы Каябашы, образовалось это карачаевское селение. Основной деятельностью было традиционное животноводство и производство молочной продукции: сметаны, сыра, айрана. Благодаря изобилию плодородной земли и родниковых вод, стало возможным заняться и земледелием. Сначала выращивали привычные для горцев культуры: ячмень, пшеницу, кукурузу, но быстро освоили и новые: горох, перец, баклажаны и т.д. В 1960 году в Язылыкая появились первые туристы, и эта горная местность, благодаря уникальным историческим памятникам и прекрасной природе, становится одним из центров туристического бизнеса в Турции. Прокладываются дороги, проводится электричество, строятся гостиницы. Местные жители вовлекаются в новую для себя сферу деятельности. Занятие земледелием и скотоводством становится нерентабельным. Меняется внутреннее устройство в карачаевской общине, так как ослабевают экономические связи между её членами. В эти же годы начинается отток населения в города Эскише-хир и Афьон для обучения детей в школах и университетах. В село ведут две асфальтированные дороги. Одна от районного центра Чифтеллер - 100 км, другая от Сейитгазы - 72 км. В настоящее время с. Язылыкая - это современный курортный городок с благоустроенными отелями и отличным сервисом. Девственная природа здешних мест ассоциируется с Кавказом, поэтому именно здесь проходит ежегодный национальный праздник «Нартланы той кюню» (праздник нартов). Его проводит карачаево-балкарский культурный центр, созданный в 1993 году в г. Эскишехир. На встречу съезжаются не только потомки карачаевских и балкарских мухаджиров, но и гости из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Америки и Европы. Постоянно в селе проживает около 120 семей. Это такие фамилии, как: Боташлары, Ёзденлери, Коркмазлары, Сылпагарлары, Байрамуклары, Кочхарлары, Батчалары (Чычханлары), Хубийлары (Котурлары) и др. Село Чилехане Турция. Название состоит из двух слов: страдание, несчастье, суровые условия (тюрк, чиле) и дом (тюрк. хане). Связано это с тем, что когда-то здесь скрывались от мирской суеты мусульманские фанатики - дервиши. Они строили убогие дома-землянки, где проводили жизнь в уединённых молитвах. Чилехане находится в 75 км севернее г. Токата, в районе небольшого городка Решадие, на северных отрогах Кёшедагьлары. Основали мухаджиры 1884-1887 годов. Здесь живут Халкёчлары, Къуатлары, Гаджалары, Ахтаулары, Саркитлары, Боташлары, Коркмазлары, Акбайлары. Переселенцев возглавлял один из авторитетных карачаевских старейшин из Большого Карачая Халкёчланы Алиюк-хаджи. В настоящее время в Чилехане живет около 150 семей. Можно с уверенностью констатировать, что компактное расселение карачаевских и балкарских мухаджиров в сельской местности, в мононациональных селениях способствовало сохранению этнической самобытности этих народов в Турции. До середины XX века внутренняя жизнь общины протекала в полном согласии с национальными обычаями и законами, в материальной культуре, в быту сохранялись традиционный уклад и хозяйствование. Начиная с 50-х годов, население карачаево-балкарских селений втягивается в процесс урбанизации, охватившей Турцию. Вскоре численность городских жителей в диаспоре стала намного превышать численность сельских. В настоящее время большая часть потомков карачаевских и балкарских мухаджиров проживает в крупных городах: Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Конье, Афьоне, Адане, Измире. | |
|
Всего комментариев: 0 | |