Балкарская и Карачаевская знать.

Генеалогичечские предания о происхождении фамилий высшего сословия Балкарии и Карачая  и связанные с ними общностью происхождения карачаевцы проживают в высокогорной части Центрального Кавказа, - сообщаетcя в докладе кандидата исторических наук М.И.Баразбиева (Нальчик), размещенном на портале Osraio.ru. Балкарцы живут с восточной стороны Эльбруса, а карачаевцы в его западных отрогах. Балкарцы занимают четыре горных ущелья - Черекское, Хуламо-Безенгиевское, Чегемское, Баксанское, а также верховья р. Малки. Карачаевцы обжили верховья Кубани и ее притоков - Теберды, Зеленчука [1]. К моменту официального вхождения Балкарии (1827г.) и Карачая (1828г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Исследователи отмечают, что наличие некоторых форм феодальных отношений в Балкарии фиксируется не позднее, чем в XIV-XV веках [2]. Особенностью социальной структуры Карачая и Балкарии XIX столетия была ее крайняя выработанность и законченность. Так, известный российский кавказовед М.М. Ковалевский по этому поводу писал: «Взаимные отношения сословий определены с большой точностью, время отбывания отдельных повинностей и платежи установлены раз навсегда и неизменно» [3]. Высшим сословием карачаево-балкарцев являлись князья, именовавшиеся терминами бий (с карачаево-балкарского - князь) или таубий (с карачаево-балкарского - горский князь) [4]. О происхождении балкарских княжеских династий в народе сохранились генеалогические предания, представляющие несомненный интерес для исследователей. Наибольшее количество княжеских родов было сосредоточено в Черекском ущелье. Наиболее знатными и влиятельными князьями там считались потомки легендарного Басиата, по имени, которого грузины это общество называли Басианией [5]. Известный российский кавказовед второй половины XIX века профессор В.Ф. Миллер записал в Балкарии несколько вариантов предания о происхождении Басиата. Согласно первому варианту, записанному со слов таубия хаджи Шаханова, Басиат и его родной брат Баделят являлись прямыми потомками Чингис-хана, внуками его сына хана Барака и сыновьями хана Джанибека. Впрочем, сам Миллер более правдоподобным считал другое предание, записанное им со слов таубия Абаева. Эфенди Абаев сообщил ему, что братья Басиат и Баделят являлись осиротевшими сыновьями одного крымского вельможи, которые вынуждены, были покинуть Крым и уйти на Кавказ из-за притеснений своего родного дяди. Первоначально братья поселились на р. Куме, а оттуда перешли на территорию Балкарии в местность Къашха-тау. Там они расстались: Басиат остался в Балкарии и поселился около аула Кюннюм, на левом берегу Черека, а Баделят ушел в Северную Осетию (Дигорию), где стал родоначальником дигорских феодалов баделятов [6]. Предания о единстве происхождения Басиата и Баделята отчетливо фиксировались в XIX столетии и у дигорских князей [7]. Современные осетинские исследователи время появления Баделята в Дигории обозначают рубежом XV-XVI вв. [8]. Николай Харузин, посетивший Балкарию в 80-х годах XIX столетия и также записывавший предания о Басиате сообщал, что тот сумел покорить местное население и долго правил в Балкарии. Под старость он почувствовал тоску по родине и, оставив своих сыновей в Черекском ущелье, возвратился в Крым [9]. К потомкам Басиата в Черекском ущелье относились следующие княжеские фамилии: Абаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Биевы, Боташевы, Джанхотовы, Кучуковы (ветвь Абаевых-М.Б.) и Шахановы [10]. Помимо потомков Басиата в Черекском ущелье к княжескому сословию относились фамилии Мисаковых, Жаноковых (Заниюковых), Бикановых и Темиркановых. О происхождении Мисаковых довольно интересные сведения оставил первый балкарский историк Мисост Абаев, писавший, что их родоначальник - Мисака, "неизвестный человек" прибыв в Балкарию, остановился на правах гостя в семье местных правителей девятерых братьев Малкаровых. Подружившись с этими братьями, Мисака ходил вместе с ними на охоту и против неприятелей, всегда отличаясь умом и храбростью, чем привлек к себе внимание и любовь единственной сестры братьев Малкаровых. Братья, однако, были против породнения с пришельцем неизвестного происхождения, в результате чего сестра Малкаровых и Мисака пошли на их убийство. После уничтожения братьев Малкаровых Мисака женился на их сестре, завладел их землей и имуществом и подчинил своей власти жителей селения Сауту. Эти события происходили незадолго до появления в Балкарии Басиата [11]. Сведения М. Абаева несколько дополняют данные В.Ф. Миллера. Миллер отмечал, что Мисака жил первоначально на Кумыкской плоскости с князьями Таймазовыми, после ссоры, с которыми увел у них лошадь къашха (лошадь с лысиной на лбу - М.Б.) и приехал в Балкарию. Мавзолей (кешене) Мисаки находился у горы Къашха-тау, которая будто-бы и получила такое название из-за лошади, похищенной им у Таймазовых [12]. Вместе с тем в совместной работе с М.М. Ковалевским Миллер привел и другой вариант предания о родоначальнике Мисаковых и Басиате. В частности, там отмечается, что Мисака до поселения в Балкарии был вассалом у Басиата, проживавшего со своим братом Баделятом в Маджаре. Именно Мисака пригласил Басиата на новые места, когда узнал о его стесненном положении на родине, но поставил условие, что в Балкарии они будут обладать равными сословными правами [13]. О происхождении таубиев Жаноковых, которых сами балкарцы называют Заниюковыми, в материалах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что они являлись потомками Басиата [14]. Нам представляется, что подобное утверждение не соответствует действительности. Очевидно, что если бы это было так, то Мисост Абаев, прямой потомок Басиата обязательно отметил бы это в своем труде. Имеются сведения, что родоначальник Жаноковых, обосновавшийся в местности Зылги, прибыл в Черекское ущелье из "Борагана" [15]. Современный балкарский исследователь Ю.Н. Асанов предполагает, что местность "Бораган" откуда прибыли Жаноковы, может быть связана с тюркским владением Брагуны, располагавшимся в период средневековья в междуречье Сунжи и Терека [16]. Определенную информацию о происхождении Жаноковых может дать заявление начальнику Георгиевского округа от 24 февраля 1872г. жителей кабардинского селения Джанхотово Муссы и Шеретлуко Жаноковых, в котором сказано: «Происходя из Горских Таубиев и в давнее время переселились из Балкарии в Кабарду и хотя по переселении нашем мы считались наравне узденей Тамбиевых, Кудинетовых и Анзоровых брат же наш Алибек Женоков и родственники Мисаковы проживают в Балкарии и считаются Таубиями...» [17]. Можно предположить, что выделение Жаноковыми в качестве «родственников» только Мисаковых и замалчивание родственных взаимоотношений с другими княжескими фамилиями Балкарии является не случайностью, не проявлением забывчивости, а указанием на их общее происхождение именно с таубиями Мисаковыми. К сожалению, о происхождении фамилий Бикановых и Темиркановых имеются довольно скудные сведения. Мисост Абаев о них писал: "Существуют таубиевские фамилии Темиркановы и Бикановы - потомки Мимбулата, но не Басиата" [18]. Представляется, что Бикановы и Темиркановы стали феодалами в Балкарии еще до появления там Басиата или в скором времени после него, что прослеживается по материалам осетинских родословных. Так, в них отмечается, что родной племянник Басиата Кубати Баделятович был женат на балкарской княжне Бикановой, а его внучатый племянник Аслан-Гирей Чегемович - на княжне Темиркановой [19]. Следующим, после Черекского ущелья, по количеству княжеских родов в Балкарии являлось Чегемское. Там их было четыре: Балкаруковы, Барасбиевы, Кучуковы и Келеметовы.Происхождение первых трех фамилий зафиксировано в 80-е годы XIX столетия известным русским кавказоведом академиком М.М.Ковалевским. Ковалевский отмечал, что их предок Анфако Болотуков являлся выходцем из адыгского племени абадзехов, который первоначально поселился в Баксанском ущелье Балкарии. Из Баксанского ущелья внуки Анфако от его сына Ипара - Бай-Мурза и Джан-Мурза перебрались в Чегемское, правителем которого в то время был князь Бердыбий. Братья Болотуковы были радушно встречены Бердыбием и стали пользоваться его расположением. После смерти Бердыбия, пришельцы, воспользовались малолетством его сына Рачкау, и захватили власть в Чегемском обществе в свои руки. Согласно сведениям Ковалевского, братья Болотуковы прибыли в Чегем приблизительно в XVI столетии [20]. От старшего брата Бай-Мурзы произошли впоследствии таубии Барасбиевы и Кучуковы, а от младшего - Балкаруковы. Сведения о происхождении таубиев Келеметовых в начале XX века привел Н.П. Тульчинский, писавший, что их родоначальником являлся выходец из Дигории [21]. Вместе с тем можно отметить, что часть исследователей считает, что Келеметовы своим генезисом восходят к родоначальнику трех других княжеских фамилий Чегема - Анфако Болотокову [22]. В Хуламском обществе Балкарии представителями княжеского сословия являлись таубии Шакмановы. О происхождении Шакмановых также имеется несколько версий. По одной из них Шакмановы являлись потомками Басиата [23], а по другой их предок прибыл в Балкарию из Осетии. Так, Н.П. Тульчинский отмечал, что они, также как и Келеметовы, являлись выходцами из Дигории [24]. Сведения о происхождении Шакмановых из Осетии приводит и З.Д. Гаглойти, которая пишет, что в селении Тара, расположенном в Архонском ущелье, проживали потомки некоего Хунарвада. Впоследствии часть из них покинула это ущелье и ушла в другое место. Так, Слоновы и Дударовы ушли в Тагаурское ущелье, где сумели примкнуть к высшему сословию тагаурцев - тагиатам, а их родственники Шакмановы выселились в Балкарию. Впрочем, Гаглойти отмечает, что сам Хунарвад по происхождению был не осетином, а ногайцем [25]. В Безенгиевском обществе к сословию таубиев принадлежали князья Суюнчевы, утверждавшие, что их предок прибыл на Кавказ из Крыма. В документах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что Суюнчевы выводили свое происхождение от некоего Барак-хана, к которому возводили свою генеалогию и брагунские (кумыкские) князья [26]. В связи с этим нам кажется, что имеет смысл привести сведения о происхождении брагунских князей. В "Очерке сословного строя в горских обществах Терской и Кубанской областей", составленном во второй половине XIX века, записано: "Брагуновские князья Таймазовы объясняют свое происхождение так - более трехсот лет тому назад, во время раздоров, возникших между крымскими ханами, предок Таймазовых - Борохан (Барак-хан - М.Б.), принадлежавший к роду крымских ханов, ушел из Крыма на Кавказ с подвластным ему народом, в числе 1700 кибиток, и поселился первоначально возле Дербента, но подавленный персиянами принужден был удалиться оттуда и избрал со своим народом у слияния р. Сунжи с р. Терек на настоящем месте нахождения аула Брагуны" [27]. Интересно, что в преданиях, зафиксированных, в Балкарии в 50-х годах прошлого столетия, указывалось, что Суюнчевы прибыли туда именно из местности "Бораган", т.е. из Брагунов [28]. Таким образом, можно предположить, что процесс переселения предков Суюнчевых в Безенги проходил в несколько этапов: Крым - Дербент - Брагуны - Безенги. Причем, сами Суюнчевы сохранили в памяти место своего первоначального проживания - Крым. Одним из подтверждений крымского происхождения Суюнчевых можно считать сведения, приводимые в конце XIX столетия В.Я. Тепцовым, который писал о внешнем виде князей Безенги: "...они, несомненно, татарского происхождения" [29]. Потомками Барак-хана являлись также и представители княжеской фамилии Баксанского ущелья Балкарии - Урусбиевы. Согласно народным преданиям, малолетний Чепелеу Урусбиевич Суюнчев, вследствие раздоров с родственниками по отцу вынужден был покинуть Безенги, и ушел вместе с матерью к ее родственникам в Чегемское ущелье. Когда Чепелеу повзрослел, то переселился на жительство в Баксанское ущелье, где он сам и его потомки стали правителями. За потомками Чепелеу закрепилась фамилия Урусбиевы [30]. Переселение Урусбиевых в Баксанское ущелье произошло предположительно во второй половине XVIII столетия [31]. Анализ генеалогических преданий Суюнчевых, Урусбиевых и княжеских династий Черекского ущелья, выводивших свое происхождение от Басиата и Мисаки, позволяет прийти к выводу об их общих составляющих, к которым относятся: 1) наличие в преданиях басиатидов, Суюнчевых и Урусбиевых в качестве предка Барак-хана; 2) упоминание одних и тех же мест проживания до переселения - Крыма и Брагунов. Вместе с тем, предположение об общем происхождении басиатидов, Суюнчевых и брагунских князей Таймазовых позволяет объяснить и некоторые противоречия в генеалогических преданиях балкарских князей. Так, уже отмечалось, что по одному из вариантов преданий князья Мисаковы являлись до их переселения в Балкарию подвластными кумыкских князей Таймазовых, а по другой - Басиата и его брата Баделята. Наличие близких родственных взаимоотношений Басиата с Таймазовыми устраняет это противоречие, так как в этом случае Мисака мог быть их общим подвластным. Своеобразным подтверждением сохранявшихся еще длительное время после переселения Басиата в Балкарию близких взаимоотношений между его потомками и князьями Таймазовыми может служить известная балкарская историко-героическая песня первой половины XVII в. «Кайсыны» [32]. В этой песне сообщается, что к балкарским князьям Тазритовым (ветвь Айдаболовых-М.Б.) прибыли гости из Брагун, которых встретили «как самых почетных людей». Причиной приезда гостей являлась просьба о наделении их дорогими подарками - невольниками. Для выполнения этой просьбы Тазритовы совместно с князьями Абаевыми и Урусбиевыми, собрав дружину, совершили набег на Имеретию, в результате которого погибли многие его участники, в том числе и Кайсын Тазритов - герой песни [33]. Заметим, что в набеге на Имеретию приняли участие князья, которые по нашему предположению, были связаны с правителями Брагунов общим происхождением.

В Карачае к княжескому сословию относились представители трех фамилий: Крым-Шамхаловых, Дудовых и Карабашевых [34]. Все эти фамилии в той или иной степени своим генезисом были связаны с легендарным предводителем карачаевцев - Карчой, о происхождении которого зафиксировано несколько преданий. По одному из них он являлся выходцем из Крыма [35]. В другом предании эта информация корректируется и там отмечается, что Карча, родственник некоего Аксак-Султана, был выходцем из Турции, первоначально переселившимся в Крым, а уже оттуда проникшим на Северный Кавказ [36]. Согласно сведениям, зафиксированным во второй половине XIX столетия, первым браком Карча был женат на девушке из сословия султанов (кавказские потомки крымских Гиреев - М.Б.), от которой у него имелся сын Дуда, предок князей Дудовых [37]. От третьей жены Карчи родился сын Балта, ставший родоначальником князей Карабашевых [38]. Предания утверждают, что Крым-Шамхал, родоначальник Крым-Шамхаловых, прибыл к Карче в тот момент, когда карачаевцы еще проживали в Баксанском ущелье. У карачаевцев в этот период были серьезные осложнения с известным кабардинским князем Кази (погиб в 1615г.-М.Б.). Крым-Шамхал вмешался в кабардино-карачаевскую распрю и способствовал примирению сторон. После этих событий Карча выдал замуж за Крым-Шамхала свою дочь Кюнсулю, и тот остался жить в Карачае навсегда. Еще при своей жизни Карча, несмотря на то, что у него имелись собственные сыновья, завещал, чтобы власть над карачаевцами после его смерти перешла в руки Крым-Шамхала. Подобное завещание Карчи объясняется тем, что Крым-Шамхал не только происходил из знатного рода, но он и его потомки всегда отличались важнейшими качествами правителя периода феодализма - быть первыми как на войне, так и в мирное время [39]. Настоящее имя Крым-Шамхала приводится в фольклорных произведениях балкаро-карачаевцев. Так, в известной песне "Каншаубий" отмечается, что родоначальника Крым-Шамхаловых звали Бекмурза [40]. Относительно этнического происхождения Крым-Шамхаловых существует несколько версий. Одна из них утверждает, что их предок Шамхал прибыл в Карачай из Крыма, в связи, с чем и возникла приставка к их фамилии "Крым" [41]. Вместе с тем довольно значительное количество карачаево-балкарских фамилий, выводивших свое происхождение из Крыма, но не имеющих приставки «Крым», вызывает недоверие к данной версии. Согласно другой версии основатель рода Крым-Шамхаловых прибыл в Карачай из Дагестана. Так, в 1879г. Г. Петров писал про представителей рода Крым-Шамхаловых: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилий владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области..." [42]. Шамхалом называли главу самого крупного политического образования Дагестана, объединявшего в своем составе помимо основного кумыкского населения и некоторые другие дагестанские этносы [43]. Термином же "крым-шамхал" называли прижизненно назначаемого наследника шамхала [44]. Своеобразным подтверждением происхождения князей Крым-Шамхаловых от кумыкских правителей могут служить сведения, приводимые известным советским кавказоведом Л.И. Лавровым, который сообщал, что правитель кумухской деревни Табахлу Махди-Шамхал (1729-1783) посещал Карачай, где помогал карачаевцам бороться с какими-то внешними врагами. Л.И. Лавров особо подчеркивал, что подобная взаимопомощь могла быть следствием контактов Крым-Шамхаловых со своими дагестанскими родственниками [45]. Следует отметить, что данная точка зрения находит сторонников и в среде современных кумыкских авторов [46]. Таким образом, версия о дагестанском (кумыкском) происхождении князей Крым-Шамхаловых представляется нам более убедительной. Завершая данное исследование, можно прийти к следующим выводам: 1) анализ генеалогических преданий о происхождении фамилий высшего сословия балкарцев и карачаевцев представляет несомненный научный интерес; 2) в генеалогических преданиях о происхождении балкаро-карачаевских аристократических фамилий присутствует распространенное у большинства феодальных родов стремление поиска реальных или легендарных основателей этих родов за пределами современной им родины; 3) генеалогические предания о происхождении фамилий высшего сословия балкарцев и карачаевцев содержат сведения об их этнокультурных контактах с представителями различных этнических групп, как-то: тюрками, адыгами, осетинами и др.

Скопировано с сайта: http://sk-news.ru/

Категория: Мои статьи | Добавил: kent1976 (06.05.2018)
Просмотров: 1547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0